Ян Бадевский

Интервью с писателем. Ян Бадевский: «Писательство — это работа, которая доставляет удовольствие»

Сегодня к нам заглянул Ян Бадевский. Мы пили сваренный в турке кофе и беседовали о научной фантастике, отходе от шаблонов и коварных циклах.


Здравствуйте, Ян. Рада новой встрече!)

И я рад, Анастасия. Кажется, уже целая вечность прошла с тех пор, как вы были моим редактором и мы обсуждали рецензии в ПОСТгуманизме. Иногда ностальгия накатывает)

Когда вы впервые начали писать? Что послужило толчком?

В детстве. Классе в пятом, наверное. Сначала пытался рисовать комиксы, но они у меня были страшненькие, так что я переключился на роман, причём мистический. Артефакт не сохранился, к сожалению. В те далёкие годы писал только в школьных тетрадках, причём заполнял все ряды клеточек. А толчком послужили «Звёздные войны», когда я их посмотрел. И «Черепашки-ниндзя». Потом начал читать фэнтези и космооперу. Большое впечатление произвёл Эдмонд Гамильтон («Звёздные короли», «Возвращение к звёздам»). Ну а дальше пошли сборники НФ — «Вирус бессмертия», «Крылья ночи». Так и «подсел»…

Ваша идеальная атмосфера для творчества, какая она?

Наверное, личный кабинет. С видом на море и открытой террасой. Это мечты, конечно. Если живёшь не один, идеальной атмосферы не жди. Я могу работать практически в любых условиях.

Что вас вдохновляет в жизни?

Моя семья и читатели. С первым пунктом всё понятно. Со вторым… Так случилось, что я сетевой автор. Романы выкладываю «продами» в онлайн-режиме и тут же получаю отклик. Так вот, мои читатели убедили меня, что научная фантастика не умерла и вполне может продаваться. Читатели обсуждают со мной главы, задают вопросы, рассказывают о своей жизни. Однажды мужчина, сын которого не любил читать, подсунул подростку мой рассказ «Пиктограммы». И сумел радикально изменить ситуацию. Вот такие вещи меня вдохновляют. А ещё — донаты и покупки, конечно же)))


Обложка аудиоверсии рассказа

Обложка аудиоверсии рассказа

Ваша самая характерная черта?

Болезненная тяга к справедливости. Это у меня с детства. Не люблю, когда толпа на одного. Или когда система против маленького человека. Или когда в семье у хороших людей случилась беда, которой они не заслуживают. Исправить не могу, но не люблю.

Что вы больше всего цените в друзьях?

Умение не переходить красные линии. У меня только один друг — ещё со школы. Он никогда не пытался влезть в семью, навязать своё мнение, получить что-то для себя. У нас не пересекались интересы. Мы просто дружили и нам всегда было о чем поговорить.

Ваше определение счастья?

Счастье — это когда с твоими близкими всё хорошо.

Что значит писательство для вас?

Это работа. Но работа, которая доставляет удовольствие. Думаю, я не смог бы укладывать кирпичи на стройке или избивать людей резиновой дубинкой. А вот писать — это пожалуйста, хоть по 10 000 знаков в день. Иногда я пытаюсь спрятать в своих книгах какой-то месседж и сделать людей чуточку лучше. Почти не рассчитываю на результат. Почти.

Чьё творчество служит ориентиром? Ваши любимые писатели и поэты?

Начну с поэтов. Это Федерико Гарсиа Лорка, Андрей Вознесенский, Иосиф Бродский. А можно к поэтам рок-звёзд отнести? Мне кажется, да. Тогда Александр Васильев, Юрий Шевчук и Виктор Цой. А вот писателей могу перечислять до бесконечности. В фэнтези — Толкиен. В киберпанке для меня икона стиля — Уильям Гибсон. Из старых мастеров НФ отмечу Саймака, Кларка, Лема, Стругацких. Мне нравится Чайна Мьевиль. Ещё — Дэн Симмонс, Вернор Виндж, Майкл Суэнвик, Нил Гейман и Джефф Нун. Из русскоязычных авторов — Олди, Лукьяненко, Громов. Из белорусских — Короткевич, Борщевский, Бахаревич. Лучше меня остановить…

Поделитесь одним из любимых стихотворений.

Здравствуй, ночь, я так хотел
С тобою встретиться, ночь.
На небе звёзды и немного луны,
Я ждал, я не ложился спать,
Я увидел тебя.

Слышишь, ночь, ты почему такая грустная, ночь.
Я вышел из дому — и нет никого,
А я хотел поговорить с кем-нибудь в темноте.
Знаешь, ночь, я много думал о твоей судьбе,
Я ничего не знаю о тебе.

Свою постель не променяю, дурак, ни на что,
А может, ночь, не так уж плохо всё.
Скажи мне, ночь, и есть у каждого
Дорога в ночь.

На небе ровно столько звёзд,
Сколько наших глаз.
На небе ровно столько звёзд,
Сколько наших глаз.
На небе ровно столько звёзд,
Сколько наших глаз.
На небе ровно столько звёзд,
Сколько наших глаз.

Это Сергей Галанин. Ну, я же фанат русского рока)

Какие темы вам ближе всего?

Контакт, экспансия человека в космос, освоение иных миров, бунт одиночки против Системы.

Как появляются идеи произведений?

Чаще всего — в ду́ше. Я не шучу. Ранним утром, под равномерный шум воды, придумано много моих рассказов. На набережной во время прогулок тоже приходят идеи.

На днях вы завершили цикл «Преддверье», в который входит шесть книг. Кому он будет интересен?

Это коварный цикл. Сначала мои романы маскируются под фэнтези, но вдруг вы понимаете, что из укрытия выглядывают стимпанк, космоопера и много чего ещё. Там нет строгих жанровых канонов. Это история о долгосрочном развитии человечества. А ещё — об ответственности перед теми, кого любишь. Многие любители научной фантастики пришли через этот цикл на мою страничку.

Интервью с писателем. Ян Бадевский: «Писательство — это работа, которая доставляет удовольствие»

Работа над ним началась в 2016 году и заняла чуть больше 5 лет. Вы предполагали, насколько масштабной получится эта история? Как протекало строительство мира?

Я — большой поклонник Морровинда и Скайрима. Хотел создать мир, похожий атмосферно на локации из этих игр. Потом решил добавить немного летающих островов. Вскоре концепция усложнилась, и было принято решение вынести повествование в отдалённое будущее. Потом начали взрослеть и меняться персонажи. Конфликт трансформировался. Знаете, я всё время стараюсь сделать концовки своих произведений непредсказуемыми. Финал — вот в него я вкладываюсь по полной программе. И зачастую из этого стремления произрастают серьёзные смещения акцентов в следующих книгах. История получилась более масштабной, чем я предполагал в 2015-м. Я выбрался из Преддверья и хорошенько прогулялся по мирам Дверной Сети. Наверное, сейчас мне ближе всего по духу Стимбург.

Как удалось довести цикл до конца? Что и кто поддерживали вас?

Был многолетний перерыв между «Предельными Чертогами» и «Лимбом». По мне ударил отказ издательства публиковать «Чертоги», а ведь я считал именно этот роман лучшим в серии. На некоторое время я даже бросил писать. Поддержала в трудный момент жена. Потом появился «Голос», и я снова получил возможность где-то публиковаться. Сообщество «Поэзия» стало поворотным моментом — из моей головы окончательно вылетел шаблон о писателе, который непременно должен быть «в бумаге». Сейчас я развиваюсь исключительно на АТ. Пишу то, что посчитаю нужным, не ориентируюсь на формат издательств. Это чудесно.

Где можно начать знакомство с этим циклом?

Первый том серии — роман «Мастер ножей». Его можно купить в бумаге, но зачем? Проще зарегистрироваться на портале Author.Today, подписаться на меня и читать совершенно бесплатно в онлайн-режиме. Скачивание тоже открыто.

Кроме крупных произведений, у вас есть рассказы и повести в жанре твёрдой НФ и даже криптопанка. С какой формой повествования вам интереснее работать — крупной, средней или малой? И почему?

Рассказы мне нравятся больше. И короткие повести. Причина в том, что при написании рассказа автор выкладывается максимально. Оттачивается каждое слово, предложение. Диалоги доводятся до совершенства. Написать хороший рассказ — целое искусство. К сожалению, на малой форме сейчас не заработать. Востребованы романы, объединённые в серии. Мне всегда нравились книги, состоящие из 3-4 повестей, а не из одного романа. Этот формат тоже уходит в небытие.


Обложка сборника рассказов

Обложка сборника рассказов

Чем вас привлекает научная фантастика, не самый простой и популярный у нас сейчас жанр?

Тут надо внести ясность. НФ не пользуется популярностью на постсоветском пространстве. У китайцев Лю Цысинь имеет миллионные тиражи. Англоязычные фантасты, работающие в жанре твёрдой НФ, отлично себя чувствуют, получают жанровые премии, публикуются в специализированных литературных журналах, хорошо зарабатывают и даже экранизируются. За примерами далеко ходить не нужно — Тед Чан, Уильям Гибсон.

Почему российская НФ в контркультурном гетто? Я напрямую связываю это с «достижениями» системы образования и другими социальными факторами. Людям надо закрыть базовые потребности в пирамиде Маслоу, а уж затем думать о звёздах. Спросите наших школьников: хотят ли они быть учёными, писателями, путешественниками? Сейчас мечтают о карьере блогера, поп-звезды, модели. Чтобы вернуть НФ популярность в России и сопредельных странах, надо повысить качество образовательного процесса. Вырастить читателей мечтающих, думающих. Это работа на два-три поколения. Масштабные преобразования. Я не верю, что это можно осуществить в ближайшие десятилетия. Отвлёкся я от темы, да? Меня НФ привлекает именно своей сложностью, широким спектром решаемых задач. Научная фантастика развивает интеллект и воображение, это вершина того, что можно делать в литературе.

Интервью с писателем. Ян Бадевский: «Писательство — это работа, которая доставляет удовольствие»

А как вы оцениваете феномен литературы о попаданцах?

О, попаданцы. Я сам о них пишу временами. Это всего лишь приём, инструмент. Я даже не считаю попаданцев отдельным жанром. Причина популярности этого направления у нас очевидна — тяга к эскапизму. Людям не нравится окружающая действительность. Здесь неуютно. А ещё хочется заглянуть за грань. Типичный попаданец — это Вася Пупкин, который идёт по улице, внезапно попадает под машину, умирает и возрождается в теле прекрасного принца/тёмного мага/ эльфа/ наследника аристократического рода. Нужное подчеркнуть. Дальше — приключения, боёвка, роскошная жизнь, секс и общественное признание. Всё, чего не хватает человеку у себя дома. Вася становится великим воином, магия помогает решать любые проблемы. За Васей все бегают, им восхищаются. Читатель легко может представить себя на месте ГГ. Попробуйте написать роман про попаданца в жуткий средневековый мир, где Васе досталось тело немощного старика, лошади или баобаба. Никакой магии. Вася обнаружил себя в землянке. Для выживания надо копаться в грязи, сеять зерно, пахать и доить корову. Платить оброк местному князю. Голод, болезни, нищета. Вася умирает в сорок. Подвигов не совершает, кругом — безысходность и мрак. Правдиво? Но читать это не будут.

Над чем вы сейчас работаете?

Дописываю роман «Неос» из моего нового цикла «Сингулярность». В планах возобновить работу над ещё одной замороженной серией. А ещё хочу попробовать себя в жанре бояръ-аниме, это сейчас в тренде. Пока изучаю тексты представителей направления, разбираюсь в канонах.

Интервью с писателем. Ян Бадевский: «Писательство — это работа, которая доставляет удовольствие»

Три совета от Яна Бадевского начинающему писателю. На что ему нужно обращать внимание?

  1. Забыть о бумаге. Традиционные издательства вымирают, сейчас самое время обратить взор к площадкам самиздата.
  2. Писать то, что нравится. Но делать это качественно. Постоянно совершенствоваться, оттачивать стилистику, умение выстраивать сюжеты, прописывать характеры персонажей. Изучать опыт предшественников. Постоянно читать актуальные произведения в своей нише.
  3. Настроиться на упорную многолетнюю работу и самостоятельное продвижение. Вам придётся нарабатывать читательскую аудиторию, без этого никак. Современный писатель должен быть мркетологом, иначе его сожрут конкуренты. Если вы думаете, что одного-двух текстов вам хватит для восхождения в топ, вы заблуждаетесь. И это заблуждение может стать роковым. Я знаю топовых авторов, которые пишут по 10 романов в год без потери качества. Это важно.

Вы посвящаете себя не только прозе, иногда из-под вашего пера выходят отличные верлибры. Поделитесь с нашими читателями одним из них?

Знаешь,
когда свет луны
разобьётся
в своём отражении
на подоконнике,
когда шёпот дождя
захлебнётся
в пустоте переулка,
когда не найдётся
ни одного пассажира
для дежурного автобуса
и последнюю руну
вычертит лето
песком и ветром
в трещинах мостовой…
Знаешь,
ведь много сказать
так хочется,
смыслы пытаются встроиться
в ложе прокрустово текста,
видишь,
подвластны мне буквы,
но кому от этого легче,
чувствуешь,
как пахнет
дымом горящих мостов,
время
скрипит на зубах,
просыпаясь сквозь пальцы,
люди
просыпаются в крике,
хватая пространство без тех,
кого любят…
Знаешь…
Нет,
ты не
знаешь.

Спасибо за стихотворение и беседу, Ян. Было интересно. Успехов вам!

И вам спасибо за интересный разговор, Анастасия. Не прощаюсь, вдруг ещё когда соберёмся у камина)

До новой встречи!

***

Беседовала Анастасия Ладанаускене

Страница Яна Бадевского на Author.Today

Просмотры 69 , сегодня 1